Почему аккумуляторы выходят из строя
Аккумуляторные батареи, в частности свинцово-кислотные, достаточно чувствительны к различным факторам, которые могут существенно повлиять на их долговечность и производительность. Основными факторами являются механические, температурные, химические и электрохимические воздействия. Под их влиянием аккумуляторы могут терять свои электрические характеристики или выходить из строя преждевременно. Как правило, проблемы возникают из-за неправильного ухода и эксплуатации, что нередко затрудняет определение истинной причины поломки.
Одной из наиболее частых причин естественного износа аккумуляторов является полная выработка их ресурса. Это связано с процессами заряда и разряда, которые характеризуются расширением и сжатием активной массы на пластинах. Со временем такое механическое воздействие разрушает структуру пластин, и активная масса отслаивается, накапливаясь на дне корпуса. В итоге это может привести к внутреннему замыканию до того, как пластины полностью оголятся.
Для продления срока службы свинцово-кислотных аккумуляторов производители предпринимают меры, направленные на предотвращение слишком быстрого изнашивания. Например, они подвешивают пластины таким образом, чтобы шлам, оседающий на дне, не касался их и не вызывал короткое замыкание. Дополнительно используются конверты-сепараторы, которые позволяют пропускать электролит, но препятствуют контакту между пластинами.
Ещё одним важным фактором является коррозия положительных электродов. С возрастом на поверхности решётки образуется слой двуокиси свинца, препятствующий её проводимости и функциональности. Процесс коррозии является постоянным и необратимым, однако его скорость может быть уменьшена правильной эксплуатацией батареи. Коррозия также затрагивает и выводы аккумулятора, что может привести к их деформации.
Человеческий фактор в вопросах эксплуатации батарей играет не менее важную роль. Например, неконтролируемый глубокий разряд может существенно навредить пластинам. Глубокий разряд вызывает расширение электродов, приводя к их структурному повреждению. Это одна из причин, почему производители указывают допустимые режимы разряда и рекомендуют их соблюдение для различных моделей аккумуляторов.
Не менее значимы становятся и вопросы своевременного долива воды в обслуживаемые аккумуляторы. Несоблюдение этого правила приводит к падению уровня электролита, что не только уменьшает ёмкость батареи, но и способствует сульфатации пластин. Недостаток электролита приводит к высыханию пластин, что, в свою очередь, препятствует их нормальному функционированию.
Перезаряд – ещё одна распространенная ошибка в эксплуатации аккумуляторов. Когда зарядное устройство не отключается вовремя, это приводит к выпариванию воды и ускоренному износу пластин, что критично влияет на срок службы как обслуживаемых, так и необслуживаемых аккумуляторов. Последние особенно уязвимы, так как потерянную влагу в них невозможно восстановить.
Наконец, сульфатация аккумуляторов - это процесс, который может стать причиной их преждевременной поломки, если оставить их в разряженном состоянии на длительное время. Спонтанная кристаллизация сульфата свинца увеличивает внутреннее сопротивление, препятствуя эффективному заряду. Поэтому регулярное обслуживание и подзарядка критично важны для сохранения эффективности работы аккумулятора в течение его жизненного цикла.